Манифест
Деятельность
Экспертный совет
Пушкинский дом
Пушкинские среды
Фестиваль мировоззренческого кино
Праздник русского языка
Издательская программа
Обратная связь

 Концепция языковой политики в русской школе на пороге XXI века

Городская экспериментальная площадка Московского комитета образования "Пушкинское слово", созданная с целью научно-практической разработки перспектив гуманитарного образования в ХХI веке, подготовила силами педагогов и филологов для широкого общественного обсуждения "Концепцию языковой политики в русской школе на пороге ХХI века", которая и предлагается вниманию наших читателей.

"Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины, -
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий, правдивый
и свободный русский язык!"

И.С. Тургенев

Значение завершившегося бурного ХХ века в целом будет объективно оценено человечеством лишь в следующем тысячелетии. Но роль его в становлении и развитии культуры, особенно языковой и речевой, в России на рубеже веков проявлены с достаточной определенностью: глобальное падение языковой культуры во всех слоях общества. И прогрессивная общественность бьет тревогу по этому поводу в течение нескольких десятилетий, пытаясь бороться с нарастающей агрессией современного "новояза", навязываемого подрастающему поколению всей мощью массовой информации и мутной рыночной стихией.

Общеизвестно, что у всякой исторической эпохи свой идеал достоинства человека и красоты речи. И каждая эпоха вносит в "живой как жизнь", постоянно обновляющийся язык свой драгоценный вклад, кристаллизующийся в нем на века, храня этот великий дар Божий как самое дорогое достояние народа, нации. Не случайно пробуждение национального самосознания у народов, составляющих бывший СССР и населяющих Россию, началось именно с реанимации полузадушенных национальных языков. В результате возникла Великая языковая война, закономерно подкрепляемая битвой религий, составляющих корни национальных культур. Национальная интеллигенция и - заметьте! - активно действующие ответственные политики стряхивают пыль с вековых хартий истории, доказывая величие и самобытность языка нации - ведь без языка нет нации и это всем понятно.

Какова же "языковая политика" государства Российского в отношении русского языка, о котором великий Ломоносов еще почти три века тому назад писал: "Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик пред всеми в Европе". Будучи живым и развивающимся по собственным законам, язык самоочищается и совершенствуется во все времена.

ХVIII век укрепил грамматический фундамент великорусского языка, вывел его на широкий путь Просвещения, широко распахнул двери языку художественных произведений, поэтики.

Просвещенный ХIХ век, открывший эпоху "научного гуманизма" с его единой картиной мира и человека, внес в русский язык особый стиль научности речи на принципах проблемности, новизны, рациональности и гуманизма, развивая и сохраняя красоту и ценность художественной, документальной, судебной и политической речи. Благодаря постоянной борьбе между славянофилами и западниками, русский язык развивается нормально и интенсивно, какие бы разрушительные силы не воздействовали на него. Золотым слитком воссиял из этой борной эпохи пушкинский язык - опора и надежда всех добрых сил русской нации и всех людей, которым дорога и близка русская культура.

Какой же вклад в сокровищницу русского языка внес уходящий ХХ век?

Еще с самого начала поэты-футуристы и иже с ними пытались революционным путем обновить русский язык, корежа его фонетический, лексико-семантический и синтактико-интонационный строй в духе грядущей революции.

Однако это было лишь легкая зыбь на его поверхности. Но толчок новой государственной политики в отношении языка был дан, когда ленинский кнут просвистел над его "творцами и хранителями": "максимум популярности и простоты"! Этим топором обрубили не только корни у литературы, но и весь живородящий потенциал русского литературного языка заодно с его носителями - "буржуями-дворянами", "барами", и вообще теми, кто "в очках и шляпе". Итак, первое усекновение "великого и могучего" произошло, когда его поглотил общеупотребительный язык, а глубокие ресурсы словесных хранилищ покрылись пылью за ненадобностью. Красота и высота стиля стали третироваться как высокопарные и фальшивые, чуждые новому времени.

Однако и это показалось мало "языковым политикам" революционной эпохи. Чтобы совсем нивелировать и обезличить литературный русский язык, был введен настоящий цензурный запрет на высокие слова наитие, символ, вдохновение, благородство, интуиция, озарение, откровение, инобытие, таинство и т.п. Нечего и говорить, что на пути таких вечных слов, как Бог, Богородица, Ангел, милосердие и т.п. возникал прочный шлагбаум в виде цензуры печатных изданий. Ведь язык сознательно заниженный, элементризованный, усеченный, не терпел наличия своего антипода, жаждал равенства, обезлички.

И все же великая стихия русского языка прорывалась светлыми родниками в речи оставшихся интеллигентов, прекрасных русских писателей, которые не могли склонить голову под этим топором, продолжали писать зачастую "в стол".

Однако была и другая угроза со стороны "языковой политики" советского государства. И проистекала она из коренной функции русского языка в многонациональном государстве - быть языком межнационального общения. И хотя в этой его миссии в принципе ничего худого нет, однако в руках лингвистов она стала вторым топором, занесенным над многострадальным телом русского языка. Постепенно, под влиянием яростно проводимой языковой политики стало исчезать понимание самоценности русского языка, его коренной связи со всей русской культурой, религией, историей, художественной литературой. И наш "великий и могучий", систематически и целенаправленно искажаемый ради нужд межнационального общения всеми народами до рыночного, бытового и газетно-бюрократического, стал и для русских людей "языком межнационального общения".

Школа же, зажатая в тиски задачей всеобщей грамотности, вообще свела изучение языка к орфографии и пунктуации, чем окончательно подорвала интерес к русскому языку. Тем более, что выполнение этой задачи ей оказалось не под силу, в результате мы имеем фатально безграмотную и равнодушную к русскому языку молодежь.

Таким образом, картина развития русского языка в ХХ веке была бы совсем плачевной и безнадежной, если бы не феномен 60-х годов, когда началось оттаивание нашего общества после "ледникового периода" казарменного социализма. Сразу же выжившие писатели и филологи начали активно и энергично проявлять внимание к проблемам культуры языка и речи. Потоком хлынули в прорыв плотины публикации о культуре речи, выразительности и точности словом, воспитании словом. И в первых рядах - К.И. Чуковский и С.Я. Маршак.

В наши дни важно подчеркнуть необходимость современного понимания языковой политики. Прежде всего, языковая политика есть ничто иное, как "руководство социальными лингвистическими нуждами" (по словам проф. Г.О. Винокура). Направление языковой политики определяется на основе научного понимания закономерностей развития литературного языка. Поскольку русский язык является важнейшей (точнее сказать, самой необходимой), частью духовной культуры всего народа России, он должен находиться под защитой государства как объект национальной безопасности.

25 октября 1991 г. был принят Закон о языках народов РСФСР, в котором русский язык впервые в наше время объявлен государственным. Разработана Федеральная программа поддержки русского языка. При создании сетки Федеральной программы язык рассматривается в трех главных аспектах: русский язык как государственный, как национальный и как мировой. В последнем случае имеются в виду функции русского на международной арене. Важна роль государства и в деле организации преподавания русского языка, создания гуманитарных учреждений, их устройства и финансирования, что также составляет важнейшую часть поддержки русской культуры, науки и языка.

И все-таки сделано еще очень мало. Желание противостоять бездуховности, очевидному падению нравственной и речевой культуры заметно только у небольшой части нашей интеллигенции - некоторых писателей, ученых, учителей и духовенства. К сожалению, среди них почти нет журналистов.

Большим успехом пользовались радиопередачи под рубрикой "Культура речи". Эта же тема широко была представлена во всех журналах и газетах. В 60-е годы появился специальный научно-популярный журнал "Русская речь", хорошо известный широкой публике. Люди ринулись раскупать различные словари, уповая на возвращение через них утраченной культуры.

Школа в эти годы тоже стала со скрипом поворачиваться к "развитию речи", выразительному чтению, риторике, словом, всего того, чего мы лишились еще в 30-е годы...

Но переворота не произошло - слишком глубоки были разрушительные изменения, слишком слабы общественные потуги и хилы усилия школы.

Что же принесли русскому языку бурные общественные процессы последнего десятилетия ХХ века?

Обобщенно можно констатировать: русский язык гоним и притесняем во всех бывших братских республиках месте с их носителями и учительями.

Государственная политика недостаточно эффективна, о чем свидетельствуют бесконечные межнациональные конфликты и даже войны. В школах вопиющая безграмотность и ненависть к русскому языку как учебному предмету достигли катастрофических размеров, приводя в уныние и отчаяние учителей, униженных и этим безразличием, и экономически. Писательской общественности не до проблем языка - никто не выступает в его защиту от рыночно-уголовной грязи и неоправданного засилья агрессивной иностранной лексики и даже интонации. Радио и телевидение вытеснили со своих каналов все передачи о русском языке (нельзя же принимать всерьез жалкую игрушечную картинку на канале "Культура"!). Журналы один за другим прекращают свое существование, а газеты забиты сомнительными "сенсациями" и скандалами.

С такими результатами и "достижениями" мы вступаем в новое тысячелетие с Рождества Христова.

Московские учителя Москвы, поддержанные департаментом образования и Правительством Москвы предлагают свою стратегию возрождения русского языка, начиная с детских садов и русских школ и заканчивая гуманитарными вузами. Предлагая нашу концепцию широкой общественности, мы надеемся на поддержку всех, кому дорога русская культура, кто верит в будущее России.

Мы не знаем, какой будет языковая политика государства Российского в XXI веке. Но мы убеждены, что, если дошкольные и школьные педагоги глубоко осознают свою миссию в воспитании русской языковой личности, то они смогут сказать свое веское слово в защиту родного языка и побудить российскую общественность к активному содействию.

Важно кому-то начать. И городская экспериментальная площадка "Пушкинское слово", созданная по решению Департамента образования Москвы в 1999 г., начинает действовать с решения следующих задач:

  • укрепить образцовые нормы современного литературного языка, допуская включение в его ткань той лексики нового времени, которая не будет входить в конфликт с высокими идеалами золотого века русской классической литературы, своими истоками восходящего к пушкинской эпохе;

  • разработать систему средств, способствующих воспитанию в подрастающем поколении интереса и любви к русскому языку и русской литературе на всех ступенях государственного образования;

  • сформировать образ русской развитой языковой личности, способной самостоятельно осваивать духовные ценности многообразной и многонациональной культуры, развивая и совершенствуя родной язык и национальную культуру на основе глубокого осознания их исторических корней и связей;

  • прекратить разрушения народной души и национального языка, остановив распространение так называемого "англо-русского двуязычия", которое мы наблюдали в языке рекламы на площадях и улицах Москвы и многих других городов России, так же как и в языке массовой информации- в газетах, на радио и в телевидении.

Необходимо писать кириллицу открыто противостоя ее вытеснению из общественной письменной речи (смотри хотя бы название телепрограмм "News- блок", "Star- трэк", подзаголовки типа Weekly с Александром и тому подобное).

Латинский шрифт может быть допущен только в составе усвоенной русским языком лексики, терминологии, фразеологии и пословичных выражений (типа "Alma- mater", "Persona- non- grata" и т.п.).

Русская графика, построенная на кириллице, хранит национальный дух русского народа и в известной степени выражает его характер. Покушение на нее таит в себе опасность, далеко не всеми осознаваемую в наше смутное время.

В то же самое время для детей очень важно в книгах использовать разнообразие шрифтов. Существующие ГОСТы в свое время ограничивали шрифтовое разнообразие. Международная "антиква" удобна для детей, и ее следует положить в основу современной русской графики, строго сочетая особенность шрифта с общей семантико-стилистической направленностью текста и изобразительно-художественным рядом иллюстраций. Все это исподволь воспитывает хороший вкус, уважение и любовь к книге, русскому слову и русской букве;

  • опираясь на участие и помощь Правительства Москвы, организовать регулярные образовательные теле- и радиопередачи под рубрикой "Культура речи", в которых принимали бы участие не только актеры, но и писатели, ученые, учителя средней школы, преподаватели вузов.

Важно, чтобы программа передач была многоуровневой:

  • предназначенной для разных возрастных групп детей;

  • на базе Центрального округа Москвы создать Гуманитарный центр, объединяющий педагогов, ученых, писателей, любящих русское слово и желающих участвовать в разработке стратегии и тактики, для решения поставленных перед школой XXI века задач.

 Центр открыт для всех людей, любящих русский язык, на какой бы территории они не проживали. 

Проект Концепции подготовлен авторской группой городской сетевой экспериментальной площадки "Пушкинское слово" в составе заместителя директора по научной работе Прогимназии № 1842 С.Ф. Ивановой, доктора филологических наук Л.К. Граудиной и др

 [Главная][Пушкинский дом][Проекты][Почта]

Hosted by uCoz