Манифест
Деятельность
Экспертный совет
Пушкинский дом
Пушкинские среды
Фестиваль мировоззренческого кино
Праздник русского языка
Издательская программа
Обратная связь
 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

На рубеже столетий и тысячелетий всем субъектам и организаторам развития Центрального административного округа предстоит ответить: каково будущее нашего округа и в чем смысл и задачи окружной сферы образования как ведущей сферы организации жизни и развития округа?
Всему миру сегодня уже ясно, что образование есть уникальный организационно-управленческий ресурс подготовки и организации комплексного "прорыва" в осмысленности, столичности, непровинциальности, интенсивности, многообразии и цивилизованности жизни - всего того, что называется качеством жизни на территории.
Для центрального округа - как центра Москвы и Столицы Российской Федерации, центра крупнейшего и культурнейшего миростоличного мегаполиса - имеет смысл ставить задачу достижения российского и столичного опережающего культурно-образовательного качества жизни как фундаментального условия сохранения и наращивания золотого запаса управленческого и культурно-образовательного профессионализма российской государственности.
Именно в этом и состоит, наверное, призвание и безусловная мировая перспектива Центрального округа как уникального политического, исторического и культурного основания сокровища нашей страны.
Далеко не любой город на планете может позволить себе претендовать на подобный статус. Издавна о-гораживаемое и сберегаемое пространство Древней Москвы, территория сегодняшнего Центра, буквально составлена из сотен культурных слоёв. Каждый уголок этой дышащей историей, культурой и миром территории обозначен, наполнен смыслом и является передатчиком культурной эстафеты будущим поколениям.
Много ступенек ведет к статусу истинного гражданина (жителя) Центрального округа. От простого пользования территорией, местом жительства, его удобствами, через осознанное проживание и знание истории, охранение и сбережение культурного богатства - к истинному служению округу и Москве, развитию и преумножению традиций жизнеустройства и качества жизни на данной территории.
Типология отношений:

  1. Гражданственность
  2. Служение
  3. Проживание
  4. Хранение
  5. Развитие традиций
  6. Пользование
  7. Утилизация

Именно образование, как представляется, могло бы, как ключевой инструмент формирования будущего, выступить ведущим механизмом выращивания многопозиционного и мировоззренчески плюралистического целого, ядром которого будет выступать самодеятельная, способная к самоорганизации и к самоиндентифакации неиждивенческая личность.

Наш Центральный округ мог бы, используя свои уникальные исторические и культурно-образовательные возможности, сформулировать оригинальный интегральный запрос школам, семьям, детям и подросткам округа на: получение фундаментального дошкольного, начального, общего среднего, высшего и послевысшего базового и дополнительного образования в сфере стратегического управления всем комплексом общественного развития Москвы и России.
Мы неизбежно вовлечены в общемировую общественную, научную, социо-культурную жизнь. Однако необходимо аккумулировать все резервы для достойного "посольства" и "представительства" в мире. Удивительное образовательное и культурное богатство Центрального округа накладывает на нас серьёзные обязательства достойно представлять Москву и Россию на мировой культурной арене.
Во всем развитом мире центральным показателем и критерием реального качества жизни на территории является состояние и, в первую очередь, перспективность детства как основы и залога достойной будущности страны и жизни на данной территории.
Для Центрального административного округа на ближайшие годы именно постановка и решение проблемы перспективности детства является важнейшим интегральным показателем осмысленности и эффективности реализации социально-культурной политики, качества управления и жизни в округе.
Идея столичного образования как социально-культурной технологии лежит в основании программы "Столичное образование - 1" и является основой преемственности и фундаментом программы "Столичное образование - 2". Подобное представление об образовании является отличительной особенностью столичного образования на рубеже столетий и позволяет органам управления территории и руководствам ведомств, общественности непосредственно использовать образование как организационный механизм и технологии общественного развития, инструмент обеспечения опережающего качества жизни и стабильного некриминального социума.
В основу стратегии достижения перспективного детства и в качестве прорывного определяющего направления развития образования Центрального округа образовательная общественность округа считает необходимым положить стратегию гуманитаризации образования и жизни округа.
Гуманитарность является сегодня ведущим мировым показателем качества жизни и цивилизованности отношений и в практическом плане определяется через технологии гуманитаризации.
В основе правильно понятой гуманитаризации лежит личностный принцип образования, постановка во главу угла персонального идеального образа каждого человека.
Если данный тезис принимается как обязательный для реализации программы, тогда вся управленческая элита округа и все жители округа должны с необходимостью придти к согласию и консолидации в ответе на следующий центральный вопрос:
Во что имеет смысл приоритетно вкладывать ресурсы и деньги?
Ответ здесь может быть, с нашей точки зрения, единственным:
В личность, в личностное сознание и в мышление, в гуманитарный потенциал и в человеческий капитал нашего округа.
Инвестирование в личность ребенка и подростка есть инвестирование в его общее и специальное образование средствами личностно-ориентированной педагогики. Как справедливо подчеркнул директор учебно-воспитательного комплекса № 345 В.Л. Кронгауз на встрече педагогической общественности округа с префектом А.И. Музыкантским 30 сентября 1999 года: "Именно на линии постепенного всеобщего перехода к личностно-ориентированной педагогике как персональному образованию и индивидуальному вниманию к каждому ребенку, а также с обязательным обеспечением преемственности традиционного школьного образования округа лежит стратегическое направление развития окружного образования".
Персональная адресность совокупных усилий всего культурно-образовательного и социального сообщества Центрального округа позволит округу в течение ближайших двух-трех лет впервые в мире реализовать принцип всеобщего детского гражданства как социально-инженерной основы обеспечения перспективного детства округа и обязательной персональной перспективности детства и жизни каждого ребенка и подростка Центрального округа.
Личностно-ориентированная педагогика и персональная направленность образовательных усилий в таком богатом с точки зрения культурно-образовательного потенциала округе неизбежно ставит в качестве центрального предмета всеобщей работы детскую одаренность, ее выявление и культивирование ее проявлений и свершений.
Чрезвычайно важно различать одаренность как универсальную характеристику предмета работы современной продвинутой педагогики и одаренных детей как одну из разнообразных категорий детей и подростков.
Однако ни в коем случае нельзя противопоставлять "одаренных" и "трудных" и т.п., поскольку, во-первых, именно самые одаренные, как правило, являются и трудными, и наиболее неустроенными, и наиболее сложно социализируемыми детьми и подростками, а, во-вторых, одаренность является универсальной гуманитарной категорией, которая касается абсолютно всех без исключения детей.
Решаясь на постановку принципа личности во главу угла окружного образования в следующем веке, образовательная общественность и профессионалы образования и управления округом ни в коем случае не должны отказаться от укрепления и развития практики окружного образования в целом.
Личностно-ориентированная педагогика должна стать основой окружной практики фундаментального, интегрированного, интенсивного и эффективного общего образования.
Обязательная всеобщность и общедоступность качественного общего образования должны выступать в качестве ключевого критерия осмысленности и правильности работы сферы образования.
Вне крепкого и отличного общеобразовательного ядра невозможно перспективное детство - тем более перспективное детство каждого без исключения ребенка в округе.
Центральный округ сегодня вполне может себе позволить поставить единую для всех задачу обязательного всеобщего образования для каждого ребенка, по аналогии с всеобучем - всеобраза. Более того, уже сегодня округ в состоянии поставить задачу обеспечения к 2003 году условного 85-процентного высшего столичного образования как первого шага по переходу к 2005 году ко всеобщему 15-летнему образованию, а к 2010 году ко всеобщему высшему образованию общим сроком в 16 лет всех 100 процентов здоровых детей округа.
Разумеется, общеобразовательность ни в коем случае не подразумевает возврат к унификации и единообразию. Наоборот, по-прежнему будет приветствоваться каждая осмысленная попытка дифференциации и диверсификации общего образования.
Будет целенаправленно и активно вводиться принцип доброжелательной соревновательности в образовании, технология командно-проектного и иного профильно-специализирующего типа общего образования.
И здесь очень важно правильно осмыслить и использовать уникальный и добротный потенциал организации физико-математического образования в России и в Центральном округе в предыдущие годы. Было бы крайне важно попытаться строить гуманитаризацию образования, опираясь на методы и образцы организации физико-математического образования, в частности, создавая систему предварительного изучения, разведки и отбора ведущих профилей образования детей и подростков, которые наиболее мотивированы к опережающему типу образования.
Мы еще недостаточно поняли и осознали уникальность советской технологии физматобразования, когда создавались "мягкие" сетевые системы образования и уникальные среды выявления и поддержки одаренности.
Но очевидно, что этот опыт позволяет нам при всем понимании сегодняшних реалий ставить вопрос об инвентаризации ряда технологий физматобразования для построения пространства нового гуманитарного образования, включая технологии командных игр, олимпиад и как продолжение их технологий интерактивного телекоммуникационного взаимодействия.
Кроме того в округе имеется крайне интересный опыт отработки различных моделей образовательно-развивающих сред, дружественных для подростков. На основании изучения и тиражирования этого опыта, а также на основании проектирования и создания развивающих сред поддержки одаренности в округе может быть создана единая система гуманитаризации образования и создания единого гуманитарно-образовательного пространства.
Здесь принципиально меняется роль дополнительного образования. Оно, в случае хорошо поставленного общего образования, приобретает с точки зрения личностного принципа значение одного из определяющих типов образования.

Таким образом, в основе реализации межведомственной программы Правительства Москвы "Столичное образование - 2" в Центральном административном округе лежит идея постепенного "выращивания" всеобщей развивающей и поддерживающей одаренность каждого без исключения ребенка и подростка гуманитарной среды центра столицы.

Для создания такой среды у нас есть уникальный потенциал.
В первую очередь это касается богатейшего культурно-исторического и материального музейно-образцового пространства округа. Буквально каждый метр земли, каждое место - большое и маленькое - округа несут на себе множественную запечатленность великих событий и деяний, многовековой повседневной исхоженности и обжитости, церковно-государственной заботы и освоенности. Множественные культурно-исторические и культурно-археологические слои требуют от нас не только уважительного и почтительного отношения, но и методической смелости, даже образовательного мужества - чтобы максимально использовать и употребить бесценные сокровища нашего округа на пользу образующимся, перевести эти наши уникальные культурно-исторические сокровища в образовательный и личностный потенциал каждого ребенка и подростка округа.
Во-вторых, уникальными факторами среды проявления одаренности является многообразное общественное поликультурное, этническое и конфессионально-религиозное богатство, наличие технологий самоопределения, рефлексии и понимания как общественного дела, признание ценности других культур и конфессий - поликультурное образование, этнокультурное образование.
В-третьих, миростоличность и открытость гуманитарному международному сотрудничеству составляют уникальную возможность для придания каждому дару его мировой огранки и совершенности. Ведущей при этом должна стать форма международных сетевых гуманитарных проектов, в первую очередь миростоличных образовательных проектов и программ.
В-четвертых, фактором среды поощрения одаренности ребенка и подростка является инициирование самоуправления на всех уровнях жизни и управления, для чего необходимо создание своего рода коалиционных форматов и матриц МЕСТОРАЗВИТИЯ для каждого ребенка и подростка в отдельности, а также для коллективов и детско-взрослых образовательных общностей.
В этой ситуации принципиально меняются требования к содержанию образования. Вне интеграции и обновления содержания образования буквально по всем направлениям невозможно технологически подойти к практической реализации личностного подхода в образовании.
Такое средовое образование является основой современного, адекватного 21 веку, - воспитания.
Центральный административный округ мог бы выступить при этом лидером в постановке современного понятия и практики воспитания, построенного на содержательно-культурном и личностном принципе, а не на морализаторско-поведенческих и не на административно-поведенческих алгоритмах, которые на пороге 21 века пора сдавать в архив.
Опора на план повседеневной жизни ребёнка с жестким проведением мыследеятельностного содержания образования требует отработки средового образования, основанного на проектировании и создании развивающих и дружественных детям и подросткам образовательно-развивающих и развивающе-воспитывающих сред, сетевых общностей - то, что на Западе, прежде всего в США, называется энверайментальным образованием или, в Европе, социальным, а иногда и медиальным образованием.
В основе средового образования лежат ценности семейной и общественной жизни, а также рассмотрение в качестве низового субъекта или агента образования разнообразных общностей по поводу образования или образовательных общностей.
Реализация средовой технологии требует освоения и внедрения передовых методов гуманитаризации, построенных на сетевых, сете-узловых и иных инфраструктурных институциональных механизмах, где учрежденческий принцип перестает быть ведущим.
Новое понимание роли окружного образования в общественном развитии города, переход на широкое использование средового подхода и средовых (инфраструктурных) технологий уже сейчас начинают приводить к осознанию того, что необходимо начинать выстраивать и активно применять информационные технологии и телекоммуникационные системы.
Важнейшим направлением работ по данному направлению в ближайшее время станет разработка программ и методик работы с телекоммуникационными российскими и мировыми ресурсами. Эта работа будет подкреплена расширением телекоммуникационной сети школ и всеобщим подключением к "Интернету".
В основе данной работы лежат сценарные технологии педагогической мыследеятельности, основанных на задачных, проектных и проблемных формах организации образования.
Такая работа будет привлекать в качестве предметов освоения и проработки самые разнообразные проблемные вопросы качества жизни и образования:

  • базовые ценности социальной жизни и образования;

  • общественные инициативы и проекты;

  • этнокультурное развитие и многоязычие;

  • обеспечение здоровья и профилактика заболеваний;

  • качественное и эффективное питание;

  • многообразие схем и принципов профессионализации;

  • межконфессиональный диалог;

  • миростоличное сотрудничество;

  • проектные и исследовательские формы образования при изучении предметов регионального компонента (экология, граждановедение, москвоведение, экономика, правовое образование и пр.);

  • информационная культура как способ работы с телекоммуникационным пространством станет также важнейшей составляющей окружного образования для всех возрастов и всех профессий в сфере образования.

В результате работы по созданию образовательных, обучающих, воспитывающих и развивающих сред принципиально меняется тип содержания образования, в основе которого лежат следующие базовые единицы интегративного содержания образования:

  • Тема

  • Понятие

  • Ситуация

  • Проект

  • Сценарий (скрипт)

  • Различение (системы, классификации, типологии)

Реализация данных принципов приведет также к отработке новой схемы организации обучения, опыт которой имеется за рубежом (в частности, в гимназии г. Хельсинки, которая изучалось делегацией Московского комитета образования), когда обучение строится на основе рефлексивно-сценарной педагогики: выведение через сценарии (скрипты) учащихся на постановку образовательных целей и задач и систематическую рефлексию мыслительных средств достижения данных целей и решения задач.
Одним из следствий будет создание принципиально нового типа учебника: инфраструктурного или средового учебника. Такой учебник наиболее адекватно выражает идею медиального образования и будет переводиться на современные механизмы телекоммуникационной и Интернет-поддержки с индустриальным абонентским обслуживанием учащихся.
Ведущим принципом гуманитаризации образования Центрального округа становится принцип соревновательности и стремления к культурно-образовательным достижениям.
Сферой реализации этого принципа, а также разработки и реализации технологий средового образования в целом может стать дополнительное образование, поскольку именно здесь инфраструктурные решения дают максимальный эффект за счет высокой образовательной мотивации детей, педагогов, образовательных общностей, а исходным основанием дополнительного образования является целенаправленное культивирование самодеятельности и самоорганизации, ориентация на вовлечение детей в разнообразные виды образовательной деятельности, построенных на принципах соревновательности и стремления к культурно-образовательным достижениям.
Московские детско-юношеские игры показали великолепную перспективу спортивных и в целом детско-юношеских соревнований в грядущем XXI веке. И не случайно мэром Москвы Ю.М. Лужковым было предложено, чтобы "Всемирные юношеские игры стали международной традицией, чтобы они сеяли олимпийские искры повсюду, где живет и учится беспокойное подрастающее поколение".
Олимпиада закончилась. И задача округа - сохранить и поддержать саму олимпийскую педагогику.
В "Олимпийской Хартии" сказано: "Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума". Поэтому окружное образование будет стремиться через средовое образование в целом и через дополнительное образование в частности реализовывать олимпийские принципы в жизнь, в том числе через систему образовательных олимпиад и разработку комплексной программы олимпийской педагогики.
В этом контексте совершенно по-новому начинает выступать проблема свободного времени.
Свободное время не является незанятым временем.
Вместе с тем, нет ничего страшнее для свободного времени чем бессмысленная занятость ради занятости и разнообразные перегрузки в виде, например, бесконечного, ни кем не соизмеряемого объема выполняемых ребенком домашних заданий, которые не всегда востребованы школой в отношении каждого конкретного ребенка и уж тем более неясны в отношении к организации свободного времени каждой семьи.
Переорганизация отношения к свободному времени является ключевым проблемным вопросом для сферы образования и одновременно при осмысленной постановке данного вопроса - потенциалом и ключевым ресурсом свободного развития личности в Центральном округе.
Наконец, следует подчеркнуть и заявить экономический потенциал нового окружного образования.
Прежде всего, необходимо преодолеть провинциальный, но, к сожалению, крайне распространенный подход к образованию как к "непроизводственной" сфере, которую требуется финансировать по "остаточному принципу".
В основу развития окружного образования должно быть положено базовое положение о безусловном инвестиционно-возвратном, более того, приоритетно производительном характере сферы образования.
Главным открытием уходящего столетия можно считать выявление и формулировка закона сверх-прибыльности и опережающей инвестиционной мощности сферы образования. Сегодня банальным является тот факт, что инвестиции в образование означают инвестиции в будущее страны и мирового развития, что на каждый вложенный в образование рубль общество получает обратно многократно умноженный эффект: в зависимости от времени и формы организации возвратности - от 25 до 2000 раз (от 2 500 до 200 000 процентов прибыли!).
Образование фактически является базовой сферой создания общественной стоимости и производства общественного богатства.
Образовательное право и призвано публично фиксировать подлинный вклад образования в общественное развитие и социальную устойчивость, не просто отстаивать интересы сферы образования - но исследовать и рассчитывать эффекты образования в деле наращивания гражданского общества, все время регулировать восстановление реальной стоимости образования и снижение назначаемых цен для образования в межотраслевых и межсферных отношениях.
Будет высокое качество окружного образования - будет и наращивание столичного качества жизни - будет увеличение инвестиционной привлекательности центра и его процветание. 
Столь большие задачи налагают огромную ответственность. Но и требуют для сферы окружного образования принципиального нового статуса в округе, в городе и в России.

I. Введение. Приглашение к сотрудничеству.
II. Концептуальные основы программы
III. Организация коалиции перспективного детства Центрального административного округа г.Москвы
IV. Направления реализации перспективности детства Центрального административного округа г.Москвы

 

 [Главная][Пушкинский дом][Проекты][Почта]

Hosted by uCoz