Манифест
Деятельность
Экспертный совет
Пушкинский дом
Пушкинские среды
Фестиваль мировоззренческого кино
Праздник русского языка
Издательская программа
Обратная связь
 

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ДЕТСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ

ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА И ДЛЯ КАЖДОЙ СЕМЬИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА - ОСНОВА ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Постановка и организация достижения задачи выхода на высокое качество образования и общедоступность качественного образования для каждого ребенка и для каждой семьи Центрального округа являются не только основой высокого качества жизни в грядущем веке, но и лежат в основе реализации права детей на образование как комплексной технологии обеспечения и гарантии всех неотчуждаемых прав человека, перспективности жизни детей и подростков и достижения высокого качества жизни.

Обязательная всеобщность и общедоступность качественного общего образования должны выступать в качестве ключевого критерия осмысленности и правильности работы сферы образования.
При этом высокое качество образования в обязательном порядке предполагает создание некоторого всеобщего качества, некоторого всеобщего уровня образованности и культуры, который традиционно называется грамотность.
Разумеется, грамотность человека 2010 - 2030 - 2050 гг. вовсе не похожа на грамотность человека, к примеру, 70-х годов 20-го века.
Но должен быть всеобщий минимум дееспособности и культурности, который задает социальную основательность, стабильность и жизнеспособность Центрального округа.
Для определения и обеспечения этого минимума необходимо создание нового формата отношений школы и вузов, создание школьно-вузовской коалиции, обеспечивающей расширение базового компонента содержания образования.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ (УНИВЕРСАЛИЗМ) ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшим принципом является углубление и наращивание фундаментальности образования Центрального округа.
Фундаментальность общего образования в округе должна позволить всем детям и учащимся округа получить все формальные способности сознания и мышления для достижения высокого уровня в сферах управления, организации и руководства во всех сферах практики, науки и искусства: государственном управлении, корпоративном менеджменте и предпринимательстве, в сферах жизнестроительства, обеспечения высокого качества жизни и услуг, обеспечения здоровья и профилактики заболеваний, в сфере безопасности, военного дела, образования, науки, искусства и культуры и др.

На 2000 - 2003 гг. центральным механизмом реализации данного принципа станет интеграция всех типов образования (общего, дошкольного и начального, профессионального, дополнительного, специального, метапредметного) на основе введения понятия окружное пионерное образование (альтернативное образование) и создание средового или энверайментального образования, которое бы пронизывало буквально все учреждения и организации округа, всю натуральную среду округа.

Особое внимание в округе будет уделено проектно-организационному методу интеграции содержания образования, основу которого задают:

  • Метод образовательных проектов

  • Проектная неделя

  • Гуманитарные сетевые проекты

  • Баланс естественно-научного и гуманитарного образования при принципиальной политике на гуманитаризацию образования в целом, которая выступает интегральной характеристикой обновления сферы образования Центрального округа

  • Педагогический профессионализм (базируется на основе всеобщей и согласованной работе по усилению совокупной, сетевой, учрежденческой и индивидуальной педагогической мыследеятельности).

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Личностная ориентированность образования основана на понимании образования как универсальной практики развития личности, на реализации во всех программах образования и в культивировании личностного принципа.
Личностная ориентированность предполагает персонально-адресный характер образования и согласованность действий всех культурно-образовательных и гуманитарных агентов, введение и "погружение" управленцев и педагогов округа в проблему и практику личностно ориентированной педагогики через организацию комплексной практико-ориентированной разработки.
Данная разработка должна быть направлена на то, чтобы личность стала субъектом построения собственного жизненного пути, субъектом деятельности. Для этого понадобится новое понимание роли самоопределения и роли самоорганизации учащегося в формировании личности и построение механизмов процессов самоопределения и самоорганизации в образовательном процессе.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

Ключевой проблемой организации работ по данному направлению станет определение и выдерживание границ вмешательства в семейную, частную, общностную, учрежденческую жизнь детей и взрослых. Такие границы возникают на пересечении неотчуждаемых прав детей и семей, прав детей как механизмов реализации их частичной дееспособности, мировоззренческих оснований и климата в окружном образовании, власти и обществе.

Здесь очень важно будет использовать патронатную систему, огромный опыт работы с которой накоплен в округе, в первую очередь, на основе создания и организации работы Детского Дома № 19 и расширить понятие патроната за счет введения новых механизмов работы с детством, начиная с проведения и учета всех категорий детей Центрального округа, а затем и с выстраиванием персональных траекторий развития каждого ребенка.

ОЛИМПИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПРИНЦИП ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ

Основная задача этого направления состоит в том, чтобы через формы соревновательности и средства олимпийской образовательной педагогики в практику столичного образования ввести принципиально новый тип образования - проектное образование - и принципиально новую форму организации образования - образовательный проект.
В арсенале этого направления анализ, успешная подготовка и проведение 1-й Проектной недели в апреле 1999 года в Центральном окружном управлении образования.
За счет введения этого проектного типа образования будут решаться следующие задачи:

  • Презентация и анализ лучших образовательных проектов;

  • Изучение метода образовательных проектов в образовании;

  • Создания Московского банка образовательных проектов и проектных инициатив;

На практике это будет означать, что в округе будет непрерывно происходить своего рода конкурс самодеятельных инициатив детей и подростков и непрерывно отбираться наиболее интересные проекты как своего рода интеллектуальный капитал округа.
Проектное образование явится логическим продолжением работы Центрального окружного управления образования по проблеме реализации социально-окружной политики средствами образования, поскольку в основе проектного типа образования лежит представление о необходимости выработки у детей активной позиции по поводу всеобще значимых социально-культурных проблем.

ВОСПИТАНИЕ

Вопросы воспитания на настоящий момент являются приоритетными, потому что именно эти вопросы определяют: кого публично назовут и примут как своих отцов, учителей подростки, какое дело они продолжат в своей жизни и что передадут своим детям, и в то же время, несмотря на важность этих вопросов, они для нынешнего состояния образования наименее технологично простроены. Потому что и школа, и образование в целом, и семья мало учитывают тот фактор, что сегодня подросток является объектом целевых воздействий со стороны средств массовой информации, различных телекоммуникационных систем, специально организованных развлекательных машин подмены содержательной жизни симуляционной активностью - дискотек, шоу, индустрии виртуальных игр и др.
Таким образом, на сегодняшний день подростки реально включены в большое количество контуров, которые и определяют, диктуют, навязывают свои правила и принципы поведения. 
Поэтому данное направление программы должно реализовать задачу создания в округе иных контуров или, говоря иным языком, специально организованных пространств, в которых родители, учителя и подростки смогут вырабатывать и ответственно предъявлять свое совместное понимание и позиционное самоопределение к практическим и нравственным делам - противостоянию наркотикам, задаванию мирового образовательного лидерства, принятию ответственности за территорию и т.д., но обязательно публично предъявляя эти реальные дела в диалоге со сверстниками через средства массовой телекоммуникации, телевидение и СМИ и противостоя таким образом негативному влиянию СМИ.
Основная идея данного направления заключается в том, что только интенсивная, диверсифицированная и втягивающая всех без исключения подростков содержательная и насыщенная культурно-образовательная жизнь и может технологически задавать пространство воспитательной работы.
При этом именно современные окружные телекоммуникации могут стать важнейшим средством организации воспитательной работы и самым эффективным методом активизации и развития самодеятельности подростков, их родителей и педагогической общественности, переводя разрозненные детские и взрослые группы населения из иждивенческо-пассивного состояния в активное гражданское общество с высоким уровнем регионального и микрорегионального самосознания, ориентированного на самостоятельное планирование и осуществление позитивных преобразований на местах, в конкретных ситуациях, на "расстоянии вытянутой руки".

МУНИЦИПАЛЬНАЯ УКОРЕНЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Принципиальной основой данного направления является полноценное и полноправное участие в образовательном процессе районных управ. Образование на практике уже представляет социальную технологию поддержки и развития других сфер жизни и деятельности города, технологическую основу интегральной социальной политики в округе, организатора межведомственного взаимодействия. Наступает время инициатив районных управ, их принятия на себя образовательных задач в форме коалиционных образовательных проектов, причем за каждой из управ может быть закреплен индивидуальный проект, результаты реализации которых могут быть предъявлены в рамках окружного смотра управ.
Данная работа станет действенным механизмом множественного выращивания жилищных объединений и общин по месту жительства, территориальных общностей саморазвития и самодеятельности, поскольку реальная работа управ с образованием фактически означает работу с семьями, с учетом категорий детства, а значит и с реальными территориальными общностями. Для организации данной работы можно планировать создание районных центров перспективного детства.
На настоящий же момент крайне важно определить реальных участников коалиционных образовательных проектов, которые будут заинтересованы в создании территориальных общностей чрез работу с детством, будь то советники управ от образования, активное население, представители различных муниципальных служб или собственно представители власти, а работающим механизмом их участия в реализации программы может выступить создание координационных советов образовательных проектов территорий.
Во многом от управ будет зависеть привлечение и соорганизация всех культуро-образующих и созидательных сил, особенно Академии наук, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, банков, фирм для реализации задач перспективного детства на территории.
В целях реализации этого направления начнут свою работу сетевые Родительская и Учительская академии Центрального окружного управления образования.
В ходе реализации программы "Столичное образование - 2" именно широкомасштабное взаимодействие образования с каждым ведомством и службой округа должно быть положено в основу выхода на принципиально новый уровень технологичности реализации комплексной программы. Окружная программа может и должна стать действенным механизмом демократизации жизни в округе и городе через демократию участия и ответственности.

БУДУЩЕЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ОКРУГА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНЫМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОКРУГА СЕГОДНЯ

Центральный округ Москвы по праву может претендовать на опережающее качество жизни населения. Однако для этого будет необходимо разработать и отследить весь спектр показателей качества жизни в отношении каждого конкретного жителя. Первой категорией населения, на которую требуется направить основное внимание, является окружное детство. Должна быть разработана система служб слежения и обеспечения качественной жизни для каждого ребенка округа. При этом придется пересмотреть и перепроектировать те предметные области, которые так или иначе связаны с понятием качества жизни, - экология, биология, основы безопасности жизнедеятельности, организация питания в школах и т.п.
Целью данного направления является создание в Центральном округе сферы качественной жизни детей через создание опережающих технологий экологичности, энергоэффективности, безопасности, здоровья и качества гуманитарно-телекоммуникационных сред.
Работа по обеспечению опережающего качества жизни детей и подростков будет строиться по следующим направлениям:

  1. Миростоличный масштаб и уровень осмысленности образования и жизни.

  2. Качество занятости свободного времени детей и подростков.

  3. Качество гуманитарной или филологической среды жизни в округе, качество общения.

  4. Телекоммуникационное и коммуникативное качество (интернет-мобильность, доступность, интерактивность и вариативность к мировым культурно-образовательным ресурсам и пр.).

  5. Качество питания.

  6. Качество обеспечения здоровья, профилактики заболевания и лечения.

  7. Качество экологической среды.

  8. Качество безопасности и благосостояния.

  9. Качество образовательного продвижения по ступеням образования и преемственности между ними.

  10. Административно-правовое качество жизни (бензоколонки, парковки и пр.).

МИРОСТОЛИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

Гуманитаризация культурно-образовательного пространства Центрального административного округа средствами телекоммуникационного интерактивного доступа детей и подростков, педагогов, образовательной общественности и всех желающих жителей ЦАО к мировым знаниям и интеллектуальным ресурсам задает кардинальное обновление системы школьной и внешкольной работы учащихся, учителей и семей с гуманитарной информацией и знаниями посредством гуманитарных сетевых детско-взрослых проектов городского, российского, международного статуса.
В основе данного направления будет лежать идея всеобщей культурно-образовательной и гуманитарной экранизации пространства Центрального административного округа и его партнеров в регионах России, СНГ и в мире как формы и метода создания гуманитарно-филологической среды выявления, поддержки, воспитания и продвижения одаренности каждого ребенка Центрального округа и партнерских территорий.
Представление о том, что именно образование может и должно стать инициатором всеобщей культурно-исторической работы по сохранению и развитию русской культуры, русского языка как родного языка, как языка межконфессионального и межэтнического общения, как мирового языка, может быть положено в основу полиэтнического и поликультурного диалога подростков Центрального округа со своими сверстниками в Москве, России и за рубежом.
Данная задача может быть реализована через полную конвертируемость окружного образования, задание и осуществление международных сетевых или инфраструктурных гуманитарных проектов, что, безусловно, должно вести за собой всеобщую интернетизацию образования для всех категорий детей, как и возможность получать через телекоммуникационные средства образование по индивидуальным образовательным программам, интернет-учебникам и осуществлять самообразовательный поисковый режим через доступ к мировым образовательным ресурсам. Таким образом может быть решена и проблема обновления индивидуального библиотечного фонда, и возможность выхода на соревновательные международные проекты. Принципиальным для этого направления является создание координирующего центра - центра гуманитарно- телекоммуникационного образования.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НАЧАЛА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Анализ реального состояния дел в сфере профессионального образования, организации профессионализации и планирования карьеры подростков Центрального административного округа показывает, что в округе на сегодня сложилась ситуация необходимости масштабного и массового перепрофилирования всех существующих образовательных организаций профессионального образования, а также и создания ряда принципиально новых организаций сетевого и холдингового типа.
Создание новых организаций и перепрофилирование существующих связано с тем, что реальные процессы развития труда и Центрального округа в целом на несколько порядков опережают возможности существующей системы профессионального образования. 
Фактически в округе реальностью стал постиндустриальный труд, задающий смысл и направления перспективной занятости и карьеры для подростков и молодежи.
Сфера образования совместно со службами по труду и занятости, с другими социальными комитетами считают необходимым на ближайшие два года провести принципиальную инвентаризацию состояния труда и профессионального образования в округе с целью определения участия всех образовательных организаций в процессах организации опережающей профессионализации и перепрофилирования учреждений.
Фундаментальным основанием обновления профессионального образования в Центральном округе станет введение базовых основ личностно-ориентированной педагогики как инструмента планирования персональной профессионализации и персонального планирования карьеры со временем для каждого без исключения подростка округа. Именно через эту адресно-персональную организацию будут вводиться опережающим образом современные технологии обеспечения перспективной занятости и введения в постиндустриальный труд, в частности системы надомного профессионального образования, телеобразования и телеработы (teleworking, computing и др.).
В настоящее время необходимо, как нам представляется, выделить следующие базовые профили профессионализации подростков Центрального административного округа:

  • Кадровое управление столичного мегаполиса

  • Социально-культурное развитие

  • Символическое производство (мода, дизайн, видеосреда, реклама и др.)

  • Питание и здоровье

  • НИОКР в сфере машиностроения

  • Финансово-правовая сфера. В ходе реализации данного проекта может быть создана лаборатория профессионализации и планирования карьеры подростков и определены несколько опорных организаций опережающей профессионализации и сеть охваченных и ведомых ими учреждений.

НАРАЩИВАНИЕ УЧЕБНОСТИ И КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ТРУДА

Мы обязаны сегодня вернуться к проблеме организации и качества учебного труда, попытаться напрямую и буквально начать искать подходы и средства решения данной проблемы.
Огромный пока очень плохо освоенный потенциал решения данной проблемы лежит в идеях учебной деятельности, введенной в науку и практику образования В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, во многом развитом В.В. Рубцовым совместно с В.В. Давыдовым через идею коллективно-распределенной учебной деятельности. В основе организации учебной деятельности лежит понятие учебной задачи как средстве самопреобразования учащимся себя, преобразование собственного сознания и мышления как ядерное трудовое усилие в ситуациях учения-обучения.
Позиция учителя должна заключаться в создании для учащегося новых форм работы - сценирования, проектирования, через которые учащийся, учитывая всю сложность и значимость усвоения всего набора необходимых учебных предметов, приобретает социокультурный и личностный смысл осваивания данных предметов. Главным результатом труда учащегося должна стать способность самостоятельно ставить учебные цели и осуществлять поиск средств, обеспечивающих достижение этих целей.
Сегодня школа - это по-прежнему в основном школа памяти. За все время обучения в школе ученику так и не становится ясным социокультурный смысл всего набора школьных предметов. По окончании изучения тех или иных предметов ученик не может сказать сам себе, что же он приобрел лично для себя. В итоге учебная деятельность школьника так и не формируется вплоть до окончания школы, и современный подросток не может производить и брать знания.
Поэтому основная задача наращивания нового качества учебности и нового качества учебного труда - организовать учебную деятельность как желание и умение ребенка учиться самостоятельно, взаимодействуя со взрослыми и другими детьми.
Реальным механизмом здесь может выступить интеграция образования и использование средовых гибких технологий образования, которые смогут позволить ввести в систему образования новые типы знаний и понятий, которые сегодня отсутствуют в школьных курсах, и тем самым ликвидировать отставание системы образования по отношению к существующему процессу развития знаний в системе наук и практик

НАРАЩИВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Уровень педагогического профессионализма и качество педагогического труда определяет качество образования, качество труда и, в конечном итоге, интегральное качество жизни в Центральном округе.
Соответственно качество педагогического труда должно быть преобразовано первично и переведено из доиндустриальной практики советского образования в современную сложно устроенную и многопозиционную промышленную сферу, поэтому необходимо чётко понимать направления развития педагогического труда и педагогического искусства. Исходя из результатов программы "Столичное образование-1", можно констатировать, что зона ближайшего развития педагогического труда в Москве и Центральном округе - освоение педагогами задачной формы организации педагогической мыследеятельности. 
Освоение педагогической мыследеятельности предполагает, что педагог умеет ставить ситуативные, предельно-конкретные цели с чётко обозначенным продуктом и осуществляет их достижение. Введение задачной формы организации педагогического труда как необходимого элемента новой педагогической культуры предполагает выделение важнейших компонентов этой организации, которые включают:

  1. Способность осуществлять многопозиционный педагогический труд и связанное с этим умение выполнять фрагменты работы с дидактической, методической, психолого-диагностической позиций, а также вступать в коммуникацию с представителями этих позиций.

  2. Умение строить сценарии организации ситуаций учения/обучения.

  3. Овладение логической культурой, позволяющей осуществлять рефлексию проделанной работы и последствий разработки предварительной созданных сценариев.

  4. Умение восстанавливать учебное понимание, мышление, действие ребёнка в ситуации учения/обучения и строить свою работу в соответствии с выявленными способами действия ребёнка.

  5. Осуществление простейшей работы по восстановлению логической организации фрагментов нового содержания образования и разработке подобных фрагментов.

Именно способность педагога ставить конкретные задачи и анализировать результаты их достижения и определяет тот основной сдвиг, который должен произойти в организации педагогической деятельности в целом.
Для реализации этих задач в округе должна быть создана лаборатория качества образования, как система подготовки и переподготовки кадров, в которой педагоги будут отыгрывать следующий базовый состав позиций:

  • школьный инспектор (надзор за качеством образования в целом, за культурологическим уровнем преподавания и воспитания)

  • социальный педагог (организатор воспитательной работы)

  • методист (инструментализация педагогической деятельности)

  • дидактик обновления содержания образования и интеграции образования

  • антропотехник (психолог)

  • инструкционный дизайнер (игротехник или образовательный аудитор).

НОВАЯ ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Очевидно, что нельзя осуществлять качественное образование за 25 - 40 долларов в месяц, (хотя педагоги и управленцы образования округа делают это, еще раз подтверждая уникальность данной сферы профессионализма). Другое дело, что в несколько раз повысить доход всем - нереально. Поэтому здесь, как и всегда, необходима работа по определению приоритетов и концентрации ресурсов на приоритет. Тем более, что сохранение внутриобразовательной уравниловки (особенно для Центрального округа) выглядит не только нелепо, но и аморально, поскольку в социуме реальная дифференциация и степень социально-имущественного расслоения достигает космических величин. 
Здесь очень важна мысль директора Восточного лицея М.Г. Мокринского о привязке всех экономико-финансовых и социально-трудовых нормативов не к отдельному учителю или работнику (как было всегда), не к отдельному ученику (как предлагается в разных вариациях введения образовательных ваучеров и других схем по типу "деньги следуют за учеником") - а к типовым моделям - общеобразовательной школы (другой образовательной организации), образовательным программам, созданию опережающих научных, методических, учебных средств и т.д.
Уравниловка лишь выражает тот момент, что образование как сфера сдалось, его сдачу с удовольствием приняли представители более просто (нередко и более примитивно) устроенных сфер или отраслей, территориальных органов власти. Здесь нам не обойтись без постановки политических вопросов - вне политиканства, разумеется.
А политическим вопросом является вопрос приоритетности и результативности труда. Образование сегодня - реальная ведущая сфера промышленности и всеобщего труда, но механизм его финансирования и инвестирования должен быть социально иным. Образование должно перестать выступать в роли просителя - у государства или иных инстанций - но выступить организатором заказа на конкретные социальные, культурные, образовательные проекты: от создания педагогических жилищных комплексов - для обеспечения жилья работников сферы образования - до целевой подготовки управленцев на лидирующие позиции в науке, муниципальном строительстве, военном искусстве и т.д.
Принципиально иными должны стать и сами механизмы финансирования - сегодня они уже не могут продолжать быть чисто "бюджетно-образовательными", через организацию разноведомственыхскоалиций должны появляться и иные механизмы - фондовые, страховые, инвестиционно-возвратные и т.д. Для осуществления этого подхода требуется принципиальная решимость управленцев образования и власти округа на принятие опережающих режимов финансирования и инвестирования в сферу образования за счет ясного понимания: какие продукты и в какие сроки будут получены, и какие из этих продуктов являются приоритетными для развития округа в целом.

СТАТУС ОКРУЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшей социально-политической и экономической задачей образовательной общественности и сферы образования Центрального административного округа является превращение окружного образования в приоритетную сферу округа, в центральную сферу определения высокого качества жизни и гарантированного благосостояния в Центральном округе.
В основе такой приоритетности должна лежать ясная мысль об уникальности Центрального округа и абсолютной производственности и производительности сферы образования как центрального механизма, своего рода главной социальной фабрики инвестирования в перспективность детства как основу будущего нашего округа и в комплекс гуманитарных показателей качества жизни и благосостояния округа.
И образование должно быть реально заинтересовано, чтобы как можно больше его представителей осуществляли реальную функцию управления в органах власти, в качестве советников районных управ, представителей в городской и Государственной думах.

ПАКЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

Пакет инвестиционных образовательных проектов (ИОП) является социально-финансовым и организационным механизмом реализации программы развития образования Центрального административного округа "Перспективное детство: 2000 - 2005".
Пакет является открытым и любая инициативная группа имеет возможность принять участие в формировании Пакета ИОП на ближайшие годы. (Список проектов является отдельным приложением к программе).

I. Введение. Приглашение к сотрудничеству.
II. Концептуальные основы программы
III. Организация коалиции перспективного детства Центрального административного округа г.Москвы
IV. Направления реализации перспективности детства Центрального административного округа г.Москвы

 [Главная][Пушкинский дом][Проекты][Почта]

Hosted by uCoz